Современные системы снеготаяния активно внедряются в комплекс благоустройства территорий при проектировании жилой среды. В суровом российском климате задачи защиты от обледенения неизбежно возникают в большинстве регионов. Электрообогрев имеет огромное преимущество благодаря относительно простому монтажу, автономной работе и доступности источников энергии. По способу организации обогрев тротуаров относится к открытым площадкам и имеет свои особенности.
Тротуар является частью пешеходной коммуникации, наряду с пешеходными зонами, мостами, переходами и предназначены для безопасного перемещения людей в черте города. Основная опасность, связанная с эксплуатацией пешеходной инфраструктурой в холодный период – гололед. В местах с плотным пешеходным потоком (транспортно-пересадочные узлы, торговые центры, образовательные учреждения) 600-900 чел./ч, а в час-пик до 2500, безопасность движения определяется правильным обустройством и поддержанием в надлежащем состоянии дорожного покрытия. Существуют правила градостроительного проектирования, устанавливающие ширину, протяженность, уклон, тип дорожного покрытия, а также необходимость использования подогрева в местах наиболее вероятного образования наледи (СП 396.1325800.2018).
Назначение системы электрообогрева тротуаров
Уличный обогрев дорожного покрытия предназначен для защиты поверхности от образования наледи и обеспечения безопасного перемещения пешеходов и оборудования. Зоны применения кабельного обогрева:
- Тротуары
- Пешеходные зоны
- Наземные пешеходные переходы
- Пешеходные мосты
- Пешеходные пространства в составе улично-дорожной сети
- Велодорожки
Основной особенностью тротуаров, как объектов обогрева является их общая протяженность. Чаще всего обогреваются тротуары, прилежащие к зданиям и архитектурным сооружениям – паркам, торговым центрам, гостиницам и санаториям, предприятиям, а также иным зданиям административного или промышленного назначения. В данном случае обогрев тротуара может объединяться с системой обогрева площадок, лестниц, парковок, пандусов и входных групп.
Основное предназначение электрообогрева – удаление влаги с поверхности дорожного покрытия и предотвращение образовании наледи.
В отличии от механических/химических способов борьбы с наледью кабельный обогрев имеет ряд преимуществ:
- Автономность работы без участия человека. Вне зависимости от времени суток, продолжительности холодного периода и других условий, система обогрева работает по заданным параметрам под контролем автоматики.
- Не мешает передвижению пешеходов. Все помнят людей с ломиками и ведром песка, курсирующих в гололед по улице.
- Экологична. Отсутствуют загрязнения территории и воздуха химреагентами, уничтожающими обувь.
- Продлевает срок службы дорожного покрытия благодаря удалению влаги, а также нет необходимости соскабливать лед.
- Эстетичный вид объекта. Чистые и сухие тротуары в нашей стране до сих пор выглядят в городской среде как чудо.
Принцип работы системы обогрева
Система электроподогрева тротуара состоит из нагревательных секций (греющего кабеля), подсистемы питания и автоматики, контролирующей режим работы. Уложенный витками кабель разогревается до заданной температуры, тепло аккумулируется слоем дорожного покрытия и происходит постепенное стаивание снега и льда с поверхности. Сама поверхность тротуара при этом не будет теплой (например, на ощупь) – главная задача обогрева – обеспечить положительную температуру в месте соприкосновения наледи с дорогой, чтобы её растопить. Кабель как нагревательный элемент компенсирует теплопотери, происходящие в результате прогревания льда.
В работе системы антиобледенения тротуара очень важно правильно подобрать автоматику управления – терморегуляторы и датчики температуры/влажности. Они позволяют оптимизировать затраты электроэнергии, так как обогрев открытых площадей наиболее энергозатратен по сравнению с обогревом других типов объектов (водостоков, трубопроводов, резервуаров) из-за большого количества одновременно работающего кабеля и отсутствия теплоизоляции объекта.
Примеры электрического обогрева тротуаров греющим кабелем.
Греющий кабель для тротуаров
В системах обогрева открытых площадок (тротуаров, дорожек, мостов, переходов) используется резистивный или зонально-резистивный греющий кабель. Он выпускается готовыми секциями (отрезками) установленной производителем длины, соединенными заводским способом с питающим проводом с одной стороны и герметично изолированными концевой муфтой с другой.
Количество используемых нагревательных секций может варьироваться в зависимости от общей площади обогрева, количества зон, а также конфигурации объекта.
Кабель постоянной мощности (резистивный), применяемый в обогреве тротуаров, имеет стабильную линейную мощность, при этом интенсивность тепловыделения регулируется не физическими свойствами материалов кабеля (как в саморегулирующемся кабеле), а системой управления, настроенной на изменение условий окружающей среды. Именно такой принцип работы кабеля обеспечивает эффективное стаивание наледи с поверхности дорожек, так как прямой контакт с нагревательным элементом невозможен по понятным причинам, в отличии от обогрева кровли, например, где саморегулирующийся кабель успешно применяется.
Характеристики греющего кабеля
- Мощность: 28-30 Вт/м. Наиболее эффективным с точки зрения цена/качество является укладка греющего кабеля с шагом 100-120мм. Таким образом, для обогрева 1м2 площади необходимо 8-10м кабеля. В этом случае удельная мощность обогрева составляет 250-300Вт/м2. Данной мощности достаточно, чтобы обеспечить эффективное тепловыделение с 1 кв.м поверхности.
- Тип кабеля: одножильный/двухжильный. Двухжильный кабель предпочтительней, так как секцию не нужно «возвращать» к месту подключения питающим проводом.
- Оболочка: ПВХ.
- Экран: алюминиевая фольга.
- Внутренняя изоляция: СПЭ (сшитый полиэтилен).
- Максимальная температура рабочая: 65°С.
- Максимальная температура воздействия: 85°С/160°С для укладки в горячий асфальт.
Отдельное значение отводится герметичности кабеля. В современных системах обогрева применяется специальное безмуфтовое соединение, исключающее нарушение целостности соединительной муфты в процессе монтажа и эксплуатации.
Проектирование электрообогрева тротуара
Для расчета длины используемого греющего кабеля пользуются стандартами, определяющими удельную мощность системы обогрева Вт/м2. При расчетах также учитывается климатическая зона размещения объекта и погодные условия холодного периода года. Также на выбор удельной мощности влияет тип и толщина дорожного покрытия, наличие/отсутствие навесов, наличие внешних источников тепла (например, обогреватели входных групп магазинов, проложенные коммуникации канализации и водоснабжения и т.д.) и интенсивность пешеходного потока.
Для обогрева открытых площадок требуется 250-300 Вт/м2, если материал покрытия асфальт или бетон и 350-500 Вт/м2, если кабель укладывается под тротуарную плитку, так как её толщина больше.
Датчики осадков – имеют большое значение для экономии электроэнергии. По ним система определяет наличие снега и влаги на поверхности. Если при заданной температуре окружающей среды (например - 10°С осадков не наблюдается и поверхность дорожки чистая, система не включится).
Исходя из рассчитанной удельной мощности и конфигурации объекта, а также выбранных нагревательных секций, определяется шаг укладки кабеля. Нагревательные секции подключаются питающими кабелями в сеть через приборы автоматики. Количество, длина и марка питающих кабелей рассчитывается после определения зон обогрева, выполнения схемы укладки кабеля с определением места расположения распределительных коробок. Система управления представлена шкафом с установленными дифавтоматами и контакторами по количеству линий обогрева с рассчитанным током нагрузки для каждой линии обогрева, а также терморегуляторами (устанавливаются как в шкафу, так и вне шкафа), осуществляющими контроль нагрева по датчикам, размещенным в зоне обогрева.
Результатом проектирования является схема укладки кабеля с отмеченными местами разветвления питающей сети, схема подключения линий обогрева к шкафу управления и шкафа управления к источнику питания.
Для небольших по площади объектов (1-2 зоны), не являющихся частью общей системы обогрева территории и расположенных на ней сооружений, в качестве документации необходима только схема укладки. Чаще всего это относится к частным домам и объектам хозяйственного назначения. Схема укладки необходима для последующей эксплуатации, ремонта и обслуживания системы, а также обязательна при возникновении гарантийных случаев.
При введении в эксплуатацию объекта гражданского или промышленного назначения схемы укладки нагревательных секций, подключения к питающей сети, принципиальные схемы шкафа управления, описание системы обогрева, а также спецификация используемых материалов с приложенными сертификатами и паспортами качества, является отдельным проектом, либо частью общего проекта строительства.
Монтаж греющего кабеля
Укладка кабеля осуществляется по схеме, разработанной с учетом всех технических особенностей системы. Укладка кабеля производится под дорожное покрытие, в некоторых случаях применяется теплоизоляционный слой. Кабель укладывается змейкой с шагом укладки обычно 10см, для увеличения удельной мощности обогрева шаг укладки может уменьшаться до 7см.
В зависимости от материала покрытия технология укладки греющего кабеля может отличаться. Основные требования к монтажу греющего кабеля:
- Категорически запрещается изменять длину секции. При укорачивании/удлинении отрезка резистивного греющего кабеля, нарушаются электротехнические параметры секции, что приводит к неправильной работе и выходу системы обогрева из строя.
- При монтаже кабеля необходимо следовать схеме укладки, соблюдая шаг укладки (он должен быть равномерным), места расположения креплений и соединительных коробок.
- Кабель запрещается перекручивать, подвергать растяжению, наступать или ставить тяжелые предметы. Нельзя также включать кабель в мотке на длительное время, только для проверки сопротивления.
- Подключается система обогрева тротуара к сети питания только через терморегулятор.
Подробная технология монтажа приведена в инструкции производителя каждой конкретной марки.
Может ли кабельный обогрев растопить сугроб: может, но на это потребуется время, особенно при низких температурах. К тому же, всем известно, что снег сам по себе служит хорошей теплоизоляцией (вспоминаем поля с озимыми). При выпадении достаточного количества снега кабель будет подогревать поверхность тротуара, но вся толщина снега может прогреваться очень долго. Поэтому при обильных осадках придется прибегать к дополнительным мерам очистки территории.
Можно ли пользоваться снегоуборочной техникой: да, если она не нарушает целостность дорожного покрытия.
Полезные статьи
- Рассчитаем требуемую мощность
- Подберем кабель и крепления, подходящий для Вашего объекта
- Порекомендуем удобную систему управления