Подъездные пути к гаражу, подъезду, складу или парковке – зона повышенного риска аварий в зимнее время. Снег и наледь мешают безопасному движению автотранспорта, представляя угрозу как для техники, так и для пешеходов. Основной причиной образования наледи является несвоевременная уборка снега и перепады температур. В качестве защиты дорожного покрытия от замерзания оптимальным решением является система кабельного обогрева подъездных путей.
Как работает подогрев?
- Специальный нагревательный кабель укладывается змейкой под покрытие дороги (бетон, асфальт). В зависимости от площади и конфигурации участка, может быть использовано одна или несколько секций греющего кабеля.
- Система обогрева подключается к шкафу управления, состоящего из силового оборудования и автоматики (преимущественно терморегуляторов), работающих по датчикам температуры воздуха, температуры поверхности, а также датчикам осадков.
- При понижении температуры окружающей среды до уровня возможного выпадения осадков в виде снега или ледяного дождя система включается, поверхность дороги нагревается, выпавший снег тает и/или удаляется наледь. Нагревательный кабель не позволяет образоваться снежному покрову, подтаивая и испаряя влагу либо отводя ее с поверхности дороги по системе водоотведения.
- При температуре ниже - 15°С, когда вероятность осадков низкая, система отключается до повышения температуры окружающей среды. При повышении температуры воздуха до +5°С система также отключается, т.к. в данном случае снег тает сам.
Для обогреваемых подъездных путей рекомендуется использовать датчик осадков для более точного управления работой греющего кабеля. Без использования датчика осадков система продолжает работать в заданном температурном диапазоне, независимо от наличия снега и влаги на поверхности.
Преимущества обогреваемого дорожного покрытия
Система работает без участия человека, круглосуточно, без выходных и по всей поверхности дороги одновременно. Помимо финансовых затрат на уборку снега и наледи необходимо учитывать организационные ресурсы и человеческий фактор в работе коммунальных сервисов. В РФ зима для большинства регионов продолжительна и за сезон приходится тратить 200-400 часов рабочего времени персонала на уборку.
На промышленных предприятиях, в транспортных компаниях, а также в зонах разгрузки безопасные и чистые подъездные пути необходимы для эффективной работы производства.
Нет необходимости обрабатывать дорожное покрытие песком, солями и реагентами, которые загрязняют территорию, а также приводят к быстрому износу техники.
Обогрев дорог планируется до укладки покрытия или перед его ремонтом, поверх покрытия греющий кабель не монтируется.
Для обогрева подъездных путей наиболее часто используется резистивный кабель. Саморегулирующийся предназначен для обогрева кровли, резервуаров и трубопроводов, так как принцип его работы основан на компенсации теплопотерь с поверхности объекта, для прогрева плотных сред (бетон, асфальт) он мало эффективен за счет снижения мощности тепловыделения при нагревании.
Проектирование обогреваемых подъездных путей
Расчет количества кабеля, комплектующих и подбор системы управления осуществляется специалистами исходя из площади и конфигурации объекта, расположения сети питания, а также типа дорожного покрытия. При проектировании учитывается также регион объекта и климатические особенности холодного периода. Условия и режим эксплуатации объекта влияют на характеристики автоматики, которая при необходимости может быть встроена в общую систему управления оборудованием объекта.
Основным параметром системы является удельная мощность на 1м2. Для защиты от обледенения подъездных путей это 400-500 Вт/м2, в зависимости от климатических условий холодного периода, типа и толщины финишного покрытия. Для регионов с более холодным климатом (северные районы, Сибирь и т.д.) рекомендуется брать для расчета более высокую удельную мощность, с более теплым климатом можно брать мощность меньше. Также чем больше расстояние от греющего кабеля до поверхности дорожного покрытия, тем больше берется удельная мощность Вт/м2. Для материалов дорожного покрытия, которые имеют более низкий коэффициент теплопроводности, берется в расчет более высокая удельная мощность.
Варианты укладки греющего кабеля под дорожное покрытие:
Кабель укладывается по ходу движения автомобиля только в зоне расположения его колеи. Таким образом обеспечивается проезд по образовавшейся очищенной от наледи колее. Применяется в зонах, где не требуется маневренность, на коротких прямых участках дороги.
Полная укладка под покрытие, с переходом в площадку перед гаражом или крыльцом. Обеспечивает полное стаивание снега с поверхности дорожного покрытия
Под какое покрытие можно укладывать греющий кабель?
Нагревательный кабель может быть уложен в асфальт, бетон, под тротуарную плитку. В случае, если путь укладки состоит из нескольких участков с разным покрытием, формируются отдельные зоны обогрева. Особенности укладки кабеля под различные покрытия:
Чаще всего обогрев подъезда к объектам обустраивают совместно с другими примыкающими зонами: тротуарами, входными группами, пандусами и дебаркадерами.
Крепление нагревательного кабеля
Нагревательный кабель для обогрева подъездных путей крепится либо на армирующую сетку с помощью пластиковых хомутов, либо при ее отсутствии на монтажную ленту, которая раскладывается на обогреваемой поверхности (черновом основании площадки) с шагом 300-400мм и при необходимости фиксируется к ней.
Греющий кабель для подъездных путей
Для прогрева площадок используют резистивный греющий кабель (или кабель постоянной мощности) с экраном, 28-32 Вт/м. Аналогичный тип кабеля, способный прогревать плотные среды, используют в системах «теплый пол». Подключается данный вид кабеля только через терморегулятор, работающий по датчикам температуры и осадков.
Строение резистивного обогревающего кабеля
- Однопроволочный резистивный проводник
- Однопроволочная силовая "обратная" жила
- Изоляция из сшитого полиэтилена (СПЭ)
- Проводник заземления из луженой меди
- Алюминиевый экран
- Внешняя оболочка из ПВХ
Кабель не имеет пусковых токов, мощность холодного запуска остается равна номинальной. Основные требования к монтажу и эксплуатации кабеля указаны в паспорте и инструкции по применению. Особенность резистивного кабеля – угроза перегрева при термическом «запирании». Кабель нельзя монтировать внахлест, а также устанавливать на площади обогрева конструкции без ножек и иные предметы, мешающие теплообмену с окружающей средой.
Контроль за работой нагревательного кабеля осуществляется посредством шкафа управления с установленной в нем автоматикой, которая включает/выключает обогрев по показаниям внешних датчиков температуры и осадков.
Полезные статьи
- Рассчитаем требуемую мощность
- Подберем кабель и крепления, подходящий для Вашего объекта
- Порекомендуем удобную систему управления